ЦБ увидел опасность в электронных кошельках маркетплейсов
ЦБ накануне опубликовал письмо, в котором призвал банки усилить контроль за платежными агентами (БПА). Некоторые из них при проведении упрощенной идентификации клиентов незаконно используют персональные данные граждан и без их ведома открывают на этих людей электронные кошельки, предупредил регулятор. Впоследствии эти кошельки используются для расчета с теневым бизнесом. ЦБ призвал банки расторгнуть договор с платежным агентом, если выяснится, что он действует недобросовестно.
Источник издания «Коммерсант» на рынке назвал письмо «отголоском истории с Киви-банком и Киви-кошельками». После ухода «Киви» на рынке электронных кошельков банков остались только четыре игрока, при этом три из них - Яндекс-банк, Озон-банк и Вайлдберриз-банк – банки маркетплейсов. Сами маркетплейсы выступают платежными агентами своих банков при открытии электронных кошельков, и от клиента даже не требуется паспортных данных.
14 мая аналитики Angara Security сообщали, что после отзыва лицензии у Киви-банка злоумышленники стали использовать для альтернативных нелегальных операций электронные кошельки Ozon. При этом в самих маркетплейсах отвечают, что строго соблюдают законодательство РФ.
По мнению экспертов, рекомендации ЦБ могут негативно сказаться на маркетплейсах. Если требования к идентификации станут обязательными, это сломает бизнес-модель интернет-площадок, поскольку удлинит процесс формирования электронного средства платежа и отпугнет часть клиентов.
Источники: